ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «СКАЗОЧНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ» ДЛЯ АНАЛИЗА ПОНИМАНИЯ ЮНЫМИ ЗРИТЕЛЯМИ ТЕАТРАЛЬНЫХ И КИНОПРОИЗВЕДЕНИЙ
Keywords:
Психосемантика, семантическое пространство межличностного восприятия, когнитивная сложность, мера социализации, самооценка, оценка значимых взрослыхAbstract
В статье рассматривается психосемантический подход в психологии искусства, который направлен на изучение индивидуальной системы значений, формирующей восприятие произведений искусства, как языка, транслирующего смыслы и вовлекающего зрителя в эмоциональное переживание. Психосемантика позволяет реконструироват то, как человек воспринимает произведение искусства, исследуя категории сознания, которые определяют это многослойное восприятие. Обсуждаются возможности эмпирического изучения глубинного уровня восприятия произведений театра и кино, который часто остается неосознанным. Анализируется процедура психосемантического исследования, с помощью которой удается выявит неосознаваемые зрителями категории восприятия театральных и кинопроизведений, в том числе уникальные для каждого индивида. Для работы с маленькими зрителями предлагается использоват методику сказочный семантический дифференциал с заменой сказочных персонажей на персонажей фильма или спектакля. При соблюдении стандартных требований к персонажам методика позволит не только реконструироват картину мира ребенка, но и измерят показатели когнитивной сферы, самооценку и оценку значимых взрослых.